На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Photo Life

817 подписчиков

Резкость (Обратите внимание !!!)

 http://photoscape.ru/

Возможно, одна самых основополагающих и важных тем в цифровой фотографии – усиление резкости. Сколько уже было об этом написано, но вопросов меньше не становится. Мы тоже решили отметиться на этой делянке и изложить свою трактовку этой интригующей темы.

 Зачем вообще нужно усиление резкости?

Начнем с простого. Что такое резкость вообще? На этот вопрос легче всего отвечать сравнивая две фотографии – вы почти всегда сможете выбрать ту, на которой различимо больше деталей и изображение кажется лучше сфокусированным.

Нерезкая фотографиянерезкая фотография Резкая фотографиярезкая фотография

 

Очень важно понимать, что понятие "резкости" крепко завязано на наше визуальное восприятие изображения, а не на его фактические характеристики. Контрастные детали позволяет нашему глазу проще находить границы объектов, что и воспринимается мозгом как усиление "резкости". Именно поэтому все методы усиления резкости, по-сути, меняют только наше визуальное восприятие снимка, но не меняют его истинной резкостной характеристики – количествахорошо различимых деталей на единицу площади кадра.

Теперь, когда мы разобрались с понятием резкости встает резонный вопрос: "Почему усиление резкости является просто обязательным этапом для цифровой фотографии?" Если отбросить лирику вроде неверно сфокусированного объектива и трясущихся рук, все остальное можно объяснить законами обыкновенной физики. Впрочем, мы не будем мучить вас сложными формулами и законами отражения и преломления света. Попробуем по-простому, на пальцах…

Цифровое изображение конечно по своей сути. Оно ограничено техническими возможностями конкретной камеры – количеством пикселов и глубиной цвета (т.е., количеством полутонов одного цвета) которую каждый пиксел может записать. Даже в самых дорогих и технически изощренных системах это число конечно, хотя и велико. В реальности же мы имеем дело с бесконечностью - бесконечным числом полутоновых переходов и бесконечным количеством деталей изображения, которые воспринимает наш глаз. И если эту бесконечность пытаются зафиксировать и воспроизвести с помощью системы конечных элементов (пикселов), то искажения неизбежны. Детали, размер которых мельче физического размера одного пиксела, просто теряются. Полутоновые цветовые переходы, которые происходят внутри одного пиксела, регистрируются усредненным цветом, которого в природе в этом месте просто не существовало. В итоге изображение дискретизируется (простите нам этот заумный термин).

Но и это еще не все. Большинство цифровых камер в силу применяемой технологии используют так называемый антиалиасный фильтр, который еще и специально размывает изображение. Зачем, спросите вы? Потому что использование Шаблона Байера в светочувствительных матрицах приводит к появлению цветовых артефактов и муара. И самый эффективный способ борьбы с этим злом – легкое размывание изображения, чтобы границы мелких деталей изображения попали не на один, а на несколько светочувствительных элементов матрицы и затем были однозначно интерпретированы при преобразовании. Все это (и еще многое другое, опущенное нами в силу обещания не грузить вас сложными теоретическими выкладками) ведет к тому, что цифровое изображение на выходе из камеры получается "нерезким" и требует обязательного последующего усиления. Многие даже называют это не усилением, а "восстановлением" резкости. Надеемся, теперь вы понимаете - почему.

- Как же так? -скажете вы. - А у моей камеры изображения получаются вполне резкими.

Возможно. Усиление резкости могло быть автоматически произведено вашей камерой перед тем, как изображение было преобразовано в специальный формат и сохранено на карточке памяти. Проблема в том, что это усиление произошло без учета характеристик снятого объекта и без вашего контроля. Именно поэтому все авторы, пишущие на эту тему (и мы не исключение),рекомендуют отключать усиление резкости в камере и делать это потом на компьютере самостоятельно – с чувством, с толком, с расстановкой…

 

Диалог

Мы рассмотрим основной инструмент для усиления резкости – фильтр "Нерезкая Маска""Unsharp mask" программыPhotoshop, который имеет три "ползунка" для управления: СилаAmount,РадиусRadius и ПорогThreshold (в других программах часто используются другие термины - видимо, лишь затем, чтобы юристы Adobe не проели авторам этих программ еще одну плешь на голове).

 

Эффект от применения этого фильтра прямо противоположен его названию – онусиливает визуальную резкость изображения. Название "Нерезкая Маска" происходит из природы работы данного фильтра – он применяет Размытие ГауссаGaussian blur к копии исходного изображения (параметр РадиусRadius отвечает за степень размытия), а потом сравнивает оригинальное изображение с размытым. На "плоских" участках изображения разница будет невелика, а там, где были границы переходов, разница между двумя изображениями будет значительна (за то, что считать разницей, а что нет, отвечает параметр ПорогThreshold). Именно на эти участки изображения и пытается воздействовать фильтр описанным выше методом усиления контраста (величину этого усиления и определяет параметрСилаAmount).

Вроде, все тут понятно. Но именно здесь и начинаются основные проблемы всех, кто начинает использовать этот фильтр – как найти оптимальное соотношение всех параметров для конкретного изображения?

 Что, Где, Когда...

Начнем с простого утверждения: нет и не может быть одного магического набора значений, который будет с успехом применим ко всем изображениям. Для начала мы дадим вам общие рекомендации по диапазону значений, который целесообразно использовать для каждого параметра. Обратите внимание на слово "целесообразно". Каждый параметр может принимать значения в очень большом диапазоне, но только определенные сочетания в довольно узких границах дают хороший и предсказуемый результат. Вполне вероятно, что вам на жизненном пути может встретиться изображение, которое не укладыается эти рамки. Но уверяем вас, что таких исключений – единицы.

Используйте 100%

Перед тем, как вы начнете эксперементировать с параметрами резкости, мы рекомендуем вам увеличить изображение на экране до 100% и именно в этом режиме наблюдать за результатами своих действий. Даже когда диалог "Нерезкой Маски" уже активен, у вас сохраняется полная свобода по изменению режима просмотра изображения. Для этого всего лишь следует запомнить несколько клавиатурных комбинаций.

 

 

  • Для передвижения снимка по поверхности монитора нажмите клавишу "Пробел" и подвиньте изображение так, чтобы видеть нужный участок;
  • Нажатие клавиш "Ctrl" (для "маков" - "Command") и "+" увеличивает изображение, а "Ctrl" (для "маков" - "Command") и "-" - уменьшает;
  • Нажатие "Ctrl" (для "маков" - "Command"), "Alt" (Для Маков "Option") и "0" увеличивает изображение до актуального размера, т.е., до 100 процентов;
  • Нажатие "Ctrl" (для "маков" - "Command") и "0" масштабирует изображение так, чтобы оно полностью вместилось на экран.

 

Приведенные ниже значения – лишь общие рекомендации, и мы советуем вам самим поэксперементировать и найти свое "золотое правило" для усиления резкости.

  • Сила - Типичный диапазон значений этого параметра от 50% до 150%. Это вовсе не жесткое правило, которое никогда нельзя нарушать. Но для большинства изображений значения ниже 50% просто не дадут никакого видимого эффекта, а значения более 150% могут привести к появлению неестественных артефактов (типа описанных выше "ореолов"). Помните об этих ограничениях, хотя никто не запрещает вам двинуть ползунок чуть дальше… скажем до 250%... и на собственном опыте убедиться, что этого делать все-таки не стоит.
  • Радиус - В большинстве случаев не следует увеличивать значение радиуса больше единицы. Есть даже теория, что стоит избегать увеличения больше 0.5, так как в этом случае под воздействием оказывается более одного пиксела на границе тонального перехода. И, хотя математически это верно, наш опыт говорит, что в ряде ситуаций довольно эффективно и безболезненно действуют большие значения радиуса. И все-таки советуем не сильно увлекаться. Держите себя в руках. Скажем, 1, ну может 1,5… хорошо, иногда можно и 2. Но не больше. Договорились?
  • Порог - Тут, в принципе, все просто. Самое лучшее значение на все времена… приготовились?.. ноль! Если вам нужно значение больше нуля, значит, у вас или слишком "шумный" кадр (почему бы тогда сначала не заняться шумом?), или вы пытаетесь спасти безнадежно испорченный и нерезкий снимок. Ладно, не будем так строги. Вдруг вы любите снимать с высокой чувствительностью, а объекты съемки – сплошь девушки, чрезмерно щепетильные во всем, что касается их внешности на получаемых от вас фотографиях. В этом сложном случае диапазон от 3 до 20 будет вполне уместен. И, хотя вы действительно сможете обойти некоторые недостатки своего снимка с помощь этого параметра, нашей рекомендацией все-таки будет применение других техник для выборочного усиления резкости. Но об этом - чуть позже.

Итак, мы дали вам общие рекомендации. Так сказать, правила на все случаи жизни. Теперь же мы научим вас, как эти правила нарушать. Ведь если есть правила – значит, есть и исключения из них...

 

 взято здесь : http://photoscape.ru/

 

Картина дня

наверх