На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Photo Life

817 подписчиков

Перспектива , Напряжение и баланс , Выделяйте основной объект

 Материал взят с сайта http://photoscape.ru/

 Перспектива

Для любой фотографии очень важно создать ощущение перспективы. Это достигается включением в композицию сходящихся линий или хорошо известных объектов, которые позволяют нам правильно оценивать размеры и расстояния на плоских изображениях. В качестве таких "специальных" объектов очень часто используются люди или животные, поскольку мы имеем представление об их истинных размерах и на основании этого легко можем воссоздать отсутствующую перспективу.

Напряжение и баланс

Баланс - это еще один краеугольный камень композиции. В принципе, любая композиция должна быть сбалансирована. Это означает, что объекты в кадре должны определенным образом уравновешивать друг друга. Наиболее просто равновесие достигается за счет одинакового размера или формы. Хотя, это и наиболее скучный вариант баланса. Равновесие может быть достигнуто и для неравных объектов, например, когда один объект яркий, а другой - темный. Ну-ка, проверим, как вы следите за моей мыслью... Какой объект должен быть ярче для создания баланса?
Надеюсь, что вы ответили - меньший. 
Для нашего глаза два эти объекта будут восприниматься равными - один будет привлекать внимание за счет своего размера, а другой - за счет яркого цвета. 
Напряжение - это противоположность балансу. Точнее, почти противоположность. Потому что это точка, в которой баланс вот-вот нарушится. Создать композиционное напряжение в кадре гораздо сложнее баланса, но, наверное, поэтому такие кадры обладают гораздо большим воздействием на зрителя.

Естественная рамка
Pic01-11min

Один из сильных приемов композиции - включение в кадр естественной рамки для вашей фотографии. Это может быть окно, дверь, арка или просто группа деревьев, окаймляющих центральный объект съемки. В любом случае попробуйте найти некие естественные границы вашей композиции и включить их в кадр. Это достаточно просто и очень эффектно.

Существует еще достаточно большое количество композиционных приемов, среди которых форма, узор, ритм, цвет, движение, визуальный акцент и другие. Я просто не хочу, чтобы вы заблудились во всем многообразии этих приемов. Начните с простого. С наиболее понятных и легко выполнимых приемов (которые, кстати, являются и наиболее сильными), а по мере овладения ими вы сможете уже самостоятельно расширить свой композиционный инструментарий.
И еще несколько простых советов, которые являются рекомендациями, как усилить или не испортить создаваемую композицию:

 Не отвлекайте внимание от главного
Саша [Ольга Рудакова]

Даже если у вас есть сильный центр интереса, то он легко может потеряться в окружении других деталей, которые будут отвлекать внимание зрителя от основного объекта. Это могут быть яркие блики света на второстепенных объектах, веточки деревьев, обрезанные краями кадра, резкий и детальный фон, яркие световые или контрастные пятна - все это и многое другое может легко снизить выразительный эффект объекта смыслового центра, а значит и всей фотографии. Если вы снимаете движущийся объект, то всегда оставляйте достаточно места в том направлении, куда он движется. А иначе создастся впечатление, что ваш объект упирается в границы кадра.

 Выделяйте основной объект

Для хорошей фотографии необходимо, чтобы центральный объект отделялся от фона. Если объект светлый, то его лучше снимать на темном фоне и наоборот. Человеческий глаз инстинктивно ищет на фотографии самый яркий и резкий элемент, поэтому пытайтесь сделать смысловой центр именно таким. Если объект съемки оказывается не в фокусе или смазан из-за движения, это обычно снижает восприятие фотографии - если, конечно, это не являлось творческим приемом фотографа.

 Размер объекта съемки не соответствует пространству кадра

Хотя все вспомогательное пространство кадра, не занятое основным объектом съемки, тоже является частью общей композиции, сам объект должен занимать достаточно весомую часть снимка. Снимки, на которых "лишнее" пространство занимает более трех четвертей площади, выглядят вялыми и непривлекательными. Обычно этим грешат снимки диких животных - к ним трудно подобраться настолько близко, чтобы можно было снять их достаточно крупным планом. Чтобы заполнить кадр объектом съемки, нужно просто подойти поближе. На первых порах  я советую вам пользоваться таким правилом - подойдите к объекту съемки так близко, насколько вам покажется возможным. А потом... подойдите еще ближе. Смысл этого простого упражнения в том, что большинство начинающих фотографов неверно оценивают размеры объекта и его отношения к пространству кадра. Но стоит пару раз перешагнуть через собственные представления, и проблема пропадет сама собой. Объект,  занимающий большую часть кадра, вытесняет из него отвлекающие и второстепенные элементы.

 Наклон горизонта

Самая распространенная ошибка для пейзажных снимков - наклон горизонта. Безусловно, в ряде случаев такой эффект создается намеренно, но чаще всего это просто неаккуратность при съемке, что портит кадр и делает его неестественным. Более того, для того, чтобы исправить горизонт на цифровой фотографии, не нужно быть большим гуру. Но еще лучше помнить об этом при во время съемки. Одна минута перед нажатием спусковой кнопки сэкономит вам десять минут работы на компьютере.

 Правила созданы для того, чтобы их нарушать

Я просто должен был это сказать, поскольку всегда найдется тот, кто, прочитав эти правила, будет следовать им как единственной и нерушимой истине. Не стоит. Просто знайте о том, что такие правила есть. По возможности следуйте им. Но если хочется нарушить - нарушайте. Но не забывайте, что хорошие снимки могут получиться только в том случае, если вы нарушаете эти правила сознательно. И тогда полученный результат возможно оправдает ваше "отступничество".

Pic01-13min

Помните, что если смысловой центр вашей фотографии доминирует в кадре, то вам проще сделать его понятным и интересным для зрителя. Простые и не перегруженные деталями снимки всегда выглядят привлекательно. Выстраивайте кадр с сильным акцентом на предмете съемки, используйте глубину резкости для того, чтобы убрать всё ненужное на задний план или используйте однородный и не отвлекающий фон - все это поможет сделать вашу композицию более выразительной. Простота ощущается в тех кадрах, где автору удается сосредоточить внимание зрителя на главном предмете съемки.

Глаз ищет в первую очередь яркое, резкое и теплое по тону. Если вы вспомните об этом во время создания своей композиции через видоискатель камеры, то сумеете наиболее эффективно разместить объекты съемки в пространстве кадра.


Хорошая композиция - это баланс. Между простотой и оригинальностью. Между статикой и движением. Между напряжением и равновесием. Между Сциллой и Харибдой.

 

Copyright © Дмитрий Рудаков. 2005 г

Картина дня

наверх