На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Photo Life

817 подписчиков

Как фотографировать пейзажи недорогим цифровиком.

Проблема выбора и покупки фотоаппарата не является нашей темой, однако необходимы некоторые пояснения. К дешевым цифровым фотоаппаратам, с точки зрения пейзажной фотосъемки, относится основная масса покупаемых и продаваемых сейчас компактных камер - с присущими им разнообразными возможностями. Все эти возможности не имеют в данном случае особой ценности. Чтобы снимать пейзажи для календарей и выставок, нужна хорошая дорогая оптика (и соответствующая камера). Хорошей оптики в "цифромыльницах" по определению нет. Но получаемые с помощью недорогих аппаратов изображения вполне пригодны для интернета, а компьютерные программы обработки изображений предоставляют дополнительные возможности для творчества.

Почему фотографировать? Потому что это доступнее, чем рисовать. Часто на рисование просто не остается времени.

Почему пейзажи? Потому что это может оказаться интереснее, чем фотографировать дни рождения и корпоративные вечеринки. Да и для репортажной съемки простенькая камера не годится, в ней как минимум нет возможности использовать соответствующую вспышку. Для портретной съемки нужен объектив с фокусным расстоянием (в пересчете на 35-мм кадр) 70...100 мм, в "мыльницах" сегодня они есть, но физический размер матрицы и диаметр объектива не позволяют получать качественные портреты.

Большинство недорогих фотоаппаратов сегодня имеют объектив с трехкратным зумом, с эквивалентным фокусным расстоянием 35...110 мм. Такой, и даже больший, зум для съемки пейзажей не нужен. Чаще всего нужен широкоугольный объектив, то есть максимум 35 мм в эквиваленте, а лучше 28 мм.

Почему сделан упор на цифровую съемку?.. Из простейших экономических соображений, во-первых. После 2-3 тысяч кадров цифровая техника в домашних условиях окупается и становится выгоднее, чем традиционная. Во-вторых, карта памяти на пятьсот кадров - это намного удобнее, чем 15 пленок в карманах. В-третьих, хранится и копируется графический файл лучше, чем бумага. А при необходимости можно распечатать нужные фотографии практически по той же цене, что и с пленки.

Все фотографии в этой статье сделаны камерой Minolta DiMAGE E201 с эквивалентным фокусным расстоянием 35 мм.
Снимаем классические виды.

При фотографировании пейзажей полезно знать несколько простых правил. Первое правило относится к так называемому золотому сечению, когда кадр делится на две неравных части (например, по высоте), при этом меньшая часть так соотносится с большей, как большая - со всем кадром. Какая-либо важная часть изображения находится на воображаемой линии, или же занимает полностью малую или большую часть кадра. На иллюстрации линия горизонта делит кадр приблизительно в золотом сечении.

Как фотографировать пейзажи дешевым цифровиком *

Для простоты правило золотого сечения можно переформулировать в правило одной трети. В некоторых фотоаппаратах можно даже включить в видоискателе линии, делящие кадр на 9 равных прямоугольников. Важные для сюжета объекты рекомендуется располагать в местах пересечения линий. На следующем кадре это правило соблюдено по высоте: русалка и область "отбежавшей" перед волной воды находятся на расстоянии одной трети от верхней и соответственно нижней границы кадра. По горизонтали это правило, казалось бы, совершенно не соблюдается, однако присмотревшись, можно понять, что солнечная дорожка на волнах занимает ровно треть ширины кадра.

Как фотографировать пейзажи дешевым цифровиком *

Следующий пример, при всей своей привлекательности, тоже нарушает рекомендуемые пропорции изображения. Линия горизонта в нем расположена прямо посреди кадра. По этому поводу можно дать следующий совет: при компоновке кадра руководствуйтесь своим собственным вкусом.

Как фотографировать пейзажи дешевым цифровиком *

Попробуйте снять сюжет с горизонтом на одну треть от нижней границы кадра, затем от верхней, затем посередине. А после поищите необычный ракурс, располагая по диагонали кадра горизонт, дерево или какую-то еще линию пейзажа.

Как фотографировать пейзажи дешевым цифровиком *

Другое полезное правило - взгляд зрителя должен обегать фотографию по треугольнику и возвращаться обратно. Это значит, что на переднем плане должен быть интересный для взгляда объект, желательно не в середине ширины кадра. Затем взгляд должен скользить по линиям пейзажа к заднему плану. Третья сторона треугольника в рисунке присутствовать не обязана, без нее даже лучше, т.к. зритель не теряется и рассматривает кадр в задуманной последовательности. Кроме приобретения динамичности, такой снимок передает глубину изображенного пространства.

Как фотографировать пейзажи дешевым цифровиком *

На втором примере городского пейзажа, теперь уже зимнем, взгляд зрителя отправляется к горизонту по линиям рельсов, а затем, не найдя в перспективе ничего привлекательного, переходит к зимнему солнцу и возвращается обратно для рассматривания деталей переднего плана.



На следующей фотографии архитектурная деталь использована в качестве рамки для изображения. Горизонт на месте (и практически не завален, о чем забывает позаботиться подавляющее большинство фотографов-любителей), стены занимают по одной трети кадра справа и слева. В центре же ничего нет - но так и было задумано. Впечатление передается именно такое, которое требуется.

Как фотографировать пейзажи дешевым цифровиком *

Как найти сюжет? Просто посмотреть вверх...

Соединение двух примитивных сюжетов - перспективно сходящиеся в зените стволы деревьев и висящий над головой кленовый лист - дало намного более интересный кадр, чем перспектива и лист сами по себе. В данном случае используется макросъемка - единственный способ размыть фон, снимая подобным фотоаппаратом.



Осенью раскраска дереьев разнообразнее, чем летом, цвет неба другой, а облака чаще растягиваются ветром.



Еще более холодная погода. Чтобы снять рябину, приходится поднимать камеру над головой на вытянутых руках, но все равно ягоды оказываются слишком далеко.



...или посмотреть под ноги.

Листья рябины на этой фотографии не выложены на асфальте специально. Смысл состоит в том, чтобы найти рисунок в городской природе. Но, может быть, кто-то положил их так раньше?...

Как фотографировать пейзажи дешевым цифровиком *

Снимаем архитектуру.

Основной доступный нашей фотокамере вид архитектурной съемки - это отойти на требуемое расстояние и снять здание целиком с жуткими перспективными искажениями и кривыми линиями вместо прямых. Такие кадры имеются в коллекции каждого фотографа-любителя и мы их здесь приводить не станем.

Внимательный взгляд найдет практически в любом ландшафте, включающем архитектурные сооружения, интересные сюжеты. Это могут быть особенной формы лепные украшения, литые ограждения, парковая скульптура, крыши и другие детали - как, например, этот заборчик перед дверью. Кроме цветового контраста, здесь наличествует противопоставление дерева, чугуна и кирпичной стены. Каждая часть изображения имеет свой собственный цвет и фактуру поверхности.



Популярным приемом является съемка предметов на фоне ярко-голубого неба, возможная в соответствующую погоду. На следующей фотографии площадь кадра, занимаемая небом, примерно соответствует половине. В результате появляется акцент на цветовом контрасте неба, стен здания и выкрашенной в красно-коричневый цвет крыши. Линии свисающих с крыши сосулек добавляют сюжету динамичности, и обыденное городское здание напоминает средневековую башню.

Как фотографировать пейзажи дешевым цифровиком *

Свет как фон.

При съемке осенних листьев не просвет необходимо помнить, что выбор экспозиции обычно производится по центру кадра. Таким образом, для получения хорошего фотоснимка приходится вначале навести объектив так, чтобы предметы на мониторе или в цифровом видоискателе приняли требуемую яркость, а затем сдвинуть камеру, захватывая в кадр интересующие нас детали, и произвести снимок. Оптический видоискатель (в данной камере он есть) здесь не поможет.



На следующем кадре черный цвет находящегося в тени ствола имеет самостоятельное значение, составляя контраст белому фону, красному и зеленому цвету листьев. Оба кадра в этом разделе сняты в режиме макросъемки, чтобы, во-первых, проработать детали листьев, и во-вторых, по возможности размыть задний план.

Как фотографировать пейзажи дешевым цифровиком *

Польза кадрирования.

Кадрирование - это специально выполненное уменьшение кадра после съемки. Причин тому три - это несоответствие соотношения сторон кадра задуманному, желание увеличить какой-либо объект, или же ошибки в композиции (например, вы снимаете Спасскую башню в центре кадра, а потом приходите к выводу, что ее стоило сместить в сторону).

Кадрирование выполняется при печати фотографий или при цифровой обработке оригинальных кадров. Я практически никогда не думаю о кадрировании при съемке. Редким исключением является съемка предмета типа дорожного люка или пересъемка квадратного оригинала. Кроме этого, портрет часто плохо вписывается в соотношение сторон 2 к 3 или 3 к 4 (у большинства современных камер). В этом случае приходится держать в уме оптимальное соотношение сторон кадра и при съемке просто оставить поля, убрав их перед печатью.

Следующие два кадра приобрели более выразительный вид после кадрирования. Соотношение сторон выбиралось интуитивно, с тем, чтобы сильнее подчеркнуть основное содержание снимка. Первый кадр снят через оконное стекло, он был вытянут по вертикали. После кадрирования центральный объект привлекает взгляд, а до того большую часть изображения вверху и внизу кадра занимали небо и темный задний план, отвлекая зрителя.



Кадрирование второго снимка позволило придать изображению уравновешенность. До этого неба на фотографии было слишком много.



Про рамки.

Приличную рамку для того, чтобы разместить фотографию в интернете, сделать сложно. Для этого нужно большое чувство меры и художественный вкус. Чтобы над вашими трудами по оформлению фотографий не рыдали зрители, для начала имеет смысл ограничиться простыми рамками из линий и полос двух-трех цветов. К градиентным заливкам и витиеватым подписям рекомендуем переходить позже, ну а "квадратные выпуклые кнопки" и имитацию дерева следует применять только в очень специальных случаях. Сложные рамки обычно неотделимы от изображения и несут существенную часть смысловой нагрузки.

Алгоритм изготовления простой рамки прост и может быть повторен в любой профессиональной программе обработки цифровых изображений, такой как GIMP или Adobe Photoshop, также Corel Photopaint и др. Я использую GIMP из-за его бесплатности и наличия версии для Linux - для настройки цветов и изготовления рамок возможностей GIMP хватает с лихвой.

Последовательность действий при обрамлении фотографии такова. Вначале необходимо масштабировать фотографию до нужного размера, так как уменьшение фотографии вместе с рамкой испортит четкие линии. Затем несколько раз повторить цикл рисования линии вокруг фотографии: установить нужный цвет фона; увеличить размер холста до требуемых значений по вертикали и горизонтали с одновременным центрированием; объединить слои и свести изображение, при этом по контуру фотографии будет нарисована линия цветом фона.

Общая ширина рамки зависит от того, что требуется имитировать - оформление фотографии в паспарту или тонкую рамку без полей. Неширокие поля создают впечатление вставленного в рамку отпечатка большого размера, это хороший прием для подачи пейзажных фотографий с большим количеством деталей.

Если же задумываться над цветом и шириной рамки недосуг, в нашем распоряжении остаются два известных способа оформления отпечатка: белая рамка шириной 10 пикселей, имитирующая печать на фотоувеличителе с последующей обрезкой ножом, и широкая черная рамка в 30...70 пикселей, заменяющая традиционное паспарту для художественной черно-белой фотографии.

 

взято здесь :#mce_temp_url#

 

Картина дня

наверх